Нарисованные новогодние сказки

К 120-летию со дня рождения

Когда великие были маленькими

СМЫСЛ СЛУЧАЯ

«Я пишу — о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая». Эти слова принадлежат замечательному русскому писателю Александру Степановичу Грину, произведения которого давно стали неотъемлемой частью юности каждого человека.

В это трудно поверить, но Александр Грин (тогда еще Гриневский) родился очень далеко от моря — в небольшом городке Слободском Вятской губернии. Ничто здесь, в этом душном и убогом захолустье, не обещало ни скрипа корабельных мачт, ни взлета стремительных парусов, ни сияющих глаз, ждущих своей мечты на пристани. И тем не менее, первое слово, которое сумел сложить из букв четырехлетний мальчик, было «море». Первая в упоении прочитанная им книга — «Путешествие Гулливера».

Чуть позднее с юга придут тяжелые сундуки с книгами — все, что осталось от убитого на Кавказе дяди-полковника. И маленький Саша, предоставленный сам себе, будет просто опьянен этим богатством: он станет читать запоем Майн Рида и Фенимора Купера, Жюля Верна и Луи Жако-льо. Чтение превратится для него в увлекательнейшее путешествие — мальчик не просто представлял прочитанное, он уходил в придуманный мир, упиваясь героическими приключениями. Ни побои пьющего отца, ни издевательства измученной смертельной болезнью матери — ничто не могло вырвать его из прекрасного, волшебного, придуманного мира.

НЕПУТЕВЫЙ СОРВАНЕЦ

Грин рос нетерпеливым и несобранным мальчиком. Всегда погруженный в свой мир, вечно одержимый странными идеями, он неважно учился по всем предметам, не требующим воображения. Очень плохо обстояли дела и с поведением. Какой-то злой рок преследовал мальчика, и то, что легко сходило с рук его однокашникам, неизменно приводило его «на ковер» в кабинет директора. Пущенный во время урока самолетик, игра в перышки, беготня по коридору — все это каралось по тогдашним школьным правилам. Мальчика оставляли после уроков без обеда, и он часами следил за медленным движением минутной стрелки на школьных часах. А дома его ждал щедро раздававший оплеухи отец.

Отметка за поведение у Грина никогда не поднималась выше тройки. «Озорник, сорванец и шалун». Таков был приговор педагогов, и мальчика исключили из училища на год.

СВОБОДА!

Нельзя сказать, что Грин провел этот год вынужденного отлучения от школы как кающийся грешник. Нет! Это было время пьянящей свободы и ликующей фантазии. Грин выстругивал деревянные мечи и сражался с лопуховыми войсками, мастерил луки, и его кривоватые стрелы летели в проплывающие над головой облака, метал самодельные индейские дротики и поражал армию неприятеля, состоящую из шеренги поленьев. Кипучее воображение переносило его из американских лесов в дебри сибирской тайги и в африканские джунгли, кишащие опасностями на любой вкус. Что только может напридумать мальчик, свободный от бдительного учительского ока! Один перечень Гриновских занятий вызовет тоскливый восторг у любого мальчишки: он сам делал фейерверки и бенгальские огни, мастерил бумажные фонарики для иллюминации, переплетал книги на настоящем станке, клеил разноцветные домики из открыток, выстругивал перочинным ножом игрушки, ходил на охоту со старым шомпольным ружьем отца, удил рыбу... Хотел ли он возвращаться в школу? Интересно, что став взрослым, Грин не утратил безудержного стремления к свободе и приключениям. Получив гонорар за «Бегущую по волнам», он не потратил деньги на покупку мебели, хотя жил очень скудно и неудобно, а превратил свой заработок в незабываемое путешествие в Старый Крым. Он не умел быть практичным, он всегда был романтиком.

В АМЕРИКУ

В реальном училище Грину суждено было проучиться всего год. На этот раз погубила мальчика литература и... Пушкин. Страстно увлекшись поэзией, Грин выпустил рукописный журнал, который вызвал восторг не только одноклассников, но и учителей. Успех окрылил мальчика. А поскольку он всему отдавался с безудержной силой, следующим произведением его стали шуточные стихи про всех педагогов, наподобие «Коллекции насекомых» Пушкина. Стихи понравились всем ученикам, и Грин-блин (как дразнили его в классе) стал признанным поэтом. Но так получилось, что поэма, к которой автор относился со снисходительным небрежением, попала в руки сына пристава Маньковского. И одноклассник стал бессовестно шантажировать Грина, угрожая показать стихи директору. Злая игра тянулась несколько недель. Грин похудел, помрачнел и стал готовиться к побегу в Америку.

И вот грянул день, когда Маньковский, пригладив аккуратненькую прическу и подобострастно улыбаясь, преподнес вирши Гриневского школьному начальству. Далее в учительской разразилась сцена, достойная «Ревизора». Стихи были смешны, но как только очередь доходила до объекта осмеяния... Словом, с известием об исключении мальчик побрел в Америку. Дойдя до городского сада, он с тоской съел припасенную на случай побега колбасу, вспомнил о домашних пирогах и промокших ботинках и повернул назад. Сцена, разыгравшаяся на пороге, была кошмарной...

Продолжение

В гостях у дедушки Мокея Новый год — не за горами! Он за горкой ледяной! Знаем — сами мы с усами! — что уже в мешок большой Дед Мороз сложил подарки! Значит, скоро — Новый год, значит — скоро праздник яркий! Только жаль — всего раз в год…

Ваш дедушка Мокей

Вежливость и политкорректностьАнна Игнатова. Из почтового ящика Здравствуйте, глубокоуважаемый дед
Сильно пониженной температуры!
Проблем с успеваемостью у меня нет,
Если не считать физической культуры.

За истекший период длиною в год
Переделана масса хороших дел.
Сто малышей переведено через переход,
Причем перейти почти каждый хотел.

Вымыто 80 тарелок и чашек,
Причем разбито лишь пять процентов.
Выброшено в урну 109 бумажек
И прочих мусорных элементов.

Продолжение

Таинственное письмо

Надпись над воротами гласила: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ".

— Ребята, давайте скорее! Никитины, вам требуется особое приглашение?

— Анна Валерьевна, а что значит "подобает святыня господня"?

— Анна Валерьевна, а правда, что Павел прожил столько лет, сколько букв в этой надписи?

— Давайте для начала войдем в музей, — поторапливая отстающих, ответила учительница. — Экскурсовод нам все сейчас расскажет.

Толкая друг друга, близнецы Юля и Митя вместе со своим приятелем Сережей Пименовым кинулись обгонять одноклассников, уже поднимавшихся по лестнице к дверям Михайловского замка.

Экскурсия — дело приятное. Особенно, когда вы уходите из школы на целых два урока раньше. И тут уже даже неважно, куда. Да и сам замок — кстати сказать, единственный замок в городе — был местом весьма таинственным.

Сначала экскурсия была вполне традиционной. То, что Михайловский замок когда-то принадлежал Павлу I, убитому в собственной спальне заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, в Петербурге знает каждый. Однако о многом ребята узнали впервые. Оказывается, в середине XVIII века на этом самом месте, у слияния рек Мойки и Фонтанки, располагался построенный Ф. Б. Растрелли Летний дворец дочери Петра I, императрицы Елизаветы. Именно в этом дворце родился и провел свое детство ее внучатый племянник — Великий князь Павел.

Продолжение

Зима в Северной столице

Вряд ли надо кого-либо убеждать, что Петербург — один из красивейших городов мира. Его ансамбли строили великие зодчие, и красота его улиц и площадей всегда вдохновляла поэтов и художников. Время, конечно, меняло облик города, но в замечательных картинах запечатлена его зримая история. Это своеобразная уникальная живописная летопись великого города. Город красив летом и осенью, утром и вечером, но особо неповторим Петербург зимой.

А. Бенуа. «Парад при Павле I»
А. Бенуа. «Парад при Павле I»

Санкт-Петербург возник как столица Российской империи. Каждый самодержец старался придать городу черты своего понимания величия и роскоши. Павел I строил царский дворец как неприступный замок. Порядки в армии прививались прусские, и обучение солдат сводилось в основном к шагистике. На картине А. Бенуа, художника объединения «Мир искусства», марширующие у строящегося заснеженного Михайловского замка фигурки в париках и ярких камзолах смотрятся, как нелепые куклы.

В. Суриков. «Сенатская площадь в зимнюю ночь», 1871 г.
В. Суриков. «Сенатская площадь в зимнюю ночь», 1871 г.

Величественно выглядит Петербург, изображенный В. Суриковым еще в годы учебы в Академии художеств. «Сенатская площадь в зимнюю ночь». Холодный лунный свет и освещение горящих фонарей. Словно про этот образ впоследствии писала А.Ахматова:

«Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра».

Продолжение

Детские стихи
На елке Танцевали, пели песни…
Где ж подарки — вот вопрос?
Не торопится, хоть тресни,
К нам на елку Дед Мороз!

Нет, понятно было сразу:
Очень старенький, глухой —
Ведь по три-четыре раза
Звать приходится порой!

Но — уже огни на елке
Без него зажечь пришлось,
И стихи читали — Волку…
(Раньше — слушал Дед Мороз!)

Продолжение

Великий сыщик Шерлок Холмс в нашей рубрике уже упоминался — в рассказе о датировке рукописей. Во многом работа Холмса сродни работе историка, только цели разные. Помните, как сыщик по одежде и манерам человека мог точно определить род его занятий? Ученые, изучающие историю костюма, тоже это умеют. Одежда человека прошлого подробно рассказывает им все о своем владельце — надо лишь уметь понимать ее язык.

А. Г. Венецианов. Крестьянка с косой и граблями

А. Г. Венецианов. Крестьянка с косой и граблями. На этой картине крестьянка изображена в «сенокосной» одежде — свободной, удобной и лишенной украшений

При словах «народный костюм» мы сразу же представляем себе сарафан и кокошник. Между тем реальный костюм русских крестьян намного сложнее, и если мы попробуем приглядеться к нему повнимательнее, то увидим, что одних видов сарафана — больше десятка, и носили сарафаны далеко не везде, да и кокошник — только в некоторых областях.

Любой костюм — это настоящая ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. По одежде и украшениям крестьянки можно было сразу же сказать — из какой она местности, богата ли ее семья, замужем ли она, а если замужем — то есть ли у нее дети. В мужском костюме «говорящих» деталей было меньше, и обычно эти детали связывались с достатком владельца — например, считалось престижным носить жилетки или карманные часы — принадлежности дорогого костюма горожан.

Продолжение

Вот в чем вопрос

К 185-летию первой полной постановки (1831) пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» в Александринском театре Санкт-Петербурга

Созвездие маневров и мазурки. Что скрывает образ?

Так отозвался Чацкий о Скалозубе, одном из героев комедии Грибоедова «Горе от ума». Что и говорить, Скалозуб — персонаж малосимпатичный. Между тем у этого «фагота» есть реальный прототип, ничем не похожий на созданный Грибоедовым образ. В Петербурге в 2015 году даже памятник ему был установлен — в сквере у Московских ворот. Так кто же он, полковник Скалозуб?

Его портрет кисти Джорджа Доу представлен в Эрмитаже, в Военной галерее героев 1812 года. Его изображение мы могли бы увидеть и в Русском музее, если бы художник Суриков решил поместить на картине «Переход Суворова через Альпы» рядом с великим полководцем молодого генерала, которого полководец обожал за мужество и бесстрашие. О нем можно прочитать в мемуарах кавалерист-девицы Надежды Дуровой, которая служила одно время под его начальством. И в стихах князя Петра Вяземского, который был его адъютантом. Это он в 1820 году спас от ссылки в Сибирь вольнодумца Пушкина, написавшего антиправительственные стихи.

Итак... Под именем Скалозуба в пьесе скрывается прославленный герой Отечественной войны 1812 года Михаил Андреевич Милорадович. Участник пятидесяти двух сражений (в том числе Аустерлицкого и Бородинского), он никогда не прятался от пуль, был награжден за храбрость шпагой, усыпанной бриллиантами, а генерал Ермолов, как-то раз вместе с ним обойдя под огнем неприятеля русские позиции, сказал, что любому рядом с Милорадовичем понадобится запасная жизнь. И военачальники, и простые солдаты обожали Милорадовича, ценили за храбрость, простоту и широту души. Почему же полководец пострадал от драматурга?

Продолжение

Копилка заблуждений

Герои романа Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ" Билли Бонс и Джон Сильвер, первый — в трактире "Адмирал Бенбоу", второй — на палубе "Эспаньолы", затягивали пиратскую песню стакими словами: "Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо! И бутылка рому!" если вдуматься в слова этой песни, то смысл ее уловить не удастся. Как это "на сундук мертвеца"? Что за мертвец? Чем знаменит его сундук? Полная бессмыслица? Оказывается, нет.

"Сундук мертвеца" совсем и не сундук, а остров в Карибском море в районе Кубы. На него-то и высадили в числе других пиратов, поднявших мятеж на корабле, реально существовавшего Билли Бонса. Каждому из обреченных вручили по бутылке рома, да еще бросили на берег связку абордажных сабель. Расчет был прост. На острове источников пресной воды не было, ром должен был усилить жажду, и мятежникам предстояло погибнуть мучительной смертью (если до этого они не изрубят друг друга в пьяном виде).

Продолжение

Академия художеств журнала "Костер"Академия художеств журнала Костер

Если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить удивительную особенность строения многих форм и их взаиморасположения. Это свойство — симметрия, равновесие одной (или нескольких) формы относительно некой оси или точки. При этом каждой точке в одной части соответствует точно такая же точка в другой.

Конечно, идеальной симметрии в живой природе не существует (разве только в кристаллических решетках). Два листа одного дерева схожи не полностью, правая и левая половинки лица человека чуть-чуть различаются.

Ф. Грек Преображение

У многих народов с древнейших времен симметрия воспринималась как символ стабильности и гармонии. Симметрия, называемая зеркальной, когда элементы полностью повторяются, следуя один за другим, часто применяется в декоративном искусстве для построения разнообразных орнаментов. В изобразительном искусстве симметрия (в переводе с греческого языка — соразмерность) также стала одним из основных способов композиции. Симметричная композиция легко воспринимается зрителем, сразу привлекая внимание к центру картины, в котором и находится то главное, относительно которого разворачивается действие.

В древнерусской живописи сложилась образная система, иллюстрирующая религиозные сюжеты. Традиционная композиция иконы чаще всего симметрична, а главные персонажи выделены своим центральным местоположением. Зримый образ Всевышнего обычно располагался строго в центре пространства иконы как символ и смысл первоосновы мира. Симметричные, гармоничные пропорции, создающие впечатление покоя и величественности, подчеркивали несовершенство и хаотичность земного бытия.

Продолжение

Советы Маши-искусницы Так рождается кукла. Художник Ольга Зайцева и воплощение ее замысла. Видите на плокате Белого Кролика из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»Ё А это — эскиз, из которого родилась кукла. А вот тот же Белый Кролик, но уже «оживший» и успевший стать куклой!

Каждый человек, приложив немного усилий, может придумать и сделать куклу. Причем это совсем не обязательно должен быть пучеглазый розовый пупс или слащавая Барби, можно сделать симпатичную Бабу-Ягу, Золушку или куклу-портрет с вашей любимой подруги. И «рождаются» куклы также из любого материала: дерева, пластика, ткани, бумаги, папье-маше, воска, соломы, соленого теста. Пришейте на обычную подушку два «глаза» (пуговицы от старого пальто) и «рот» (молнию для брюк), и у вас получится кукла — добрый (а может быть, и злой) Дух Сна. Придумывание кукол — это занятие не только для девочек. Мальчишки тоже могут вырезать куклу-марионетку из дерева, а уж сделать куклу с движущимися механическими ручками и ножками или куклу-часы — это настоящая мужская работа, требующая серьезных знаний по механике.

Добрыня и Змей

Не имеет значения — умеете ли вы хорошо рисовать или нет. Важно умение и способность увидеть и создать образ. Персонажа вне образа не бывает. Что же это такое — образ? Образ — это совокупность характерных черт персонажа, то, что выделяет каждого человека из толпы. Но не только яркие черты: незаметный человек («серая мышка») — это тоже образ. Попробуйте сделать словесные или нарисованные шаржи со знакомых и незнакомых людей, стараясь охарактеризовать каждого человека несколькими «штрихами», выделив наиболее выразительные черты его внешности. Понятно, что не этично подчеркивать недостатки природы. Красавицу с длинным носом не стоит ассоциировать с дятлом. Лучше подчеркнуть красоту ее волос или пластичность фигуры. Злая карикатура может очень обидеть человека. Не увлекайтесь излишней натуралистичностью и физиологизмом деталей лица (выделыванием морщин, складок, бородавок, выпученных глаз и прочего) — старайтесь придать чертам лица некоторую обобщенность, потому что, как правило, натуралистическое кукольное лицо смотрится отталкивающе. Умение обобщать детали помогает добиться выразительности образа и является, в общем-то, задачей для художника. Также настоящий художник-кукольник всегда старается избежать создания «пупса» и любого другого стандартного кукольного образа.

Продолжение

Небесные огни

Многие праздники у нас в стране принято отмечать салютом. Вспомним замечательный салют, прогремевший в небе городов-героев в торжественный день 65-летия нашей Великой Победы. А знаете, когда появились первые История вещей «потешные огни» в России? Как свидетельствуют летописи, это произошло еще в 1389 году при Дмитрии Донском. Немецкие купцы привезли в Москву свое огненное представление. А собственные пиротехники появились на Руси уже при Иване Грозном. В Стрелецком полку даже должность такая была — «пороховой заведующий». Этот специально обученный человек должен был по всем правилам устраивать «огненные потехи».

При Петре I фейерверками в обязательном порядке стали отмечать наши военные победы. Но полюбил «огненную потеху» царь еще раньше, когда в 1690 году состоялся праздник его 18-летия. В честь именинника были устроены два фейерверка, один из которых продолжался целых три часа. Петр, который любил все попробовать сам, учился и ремеслу пиротехника. Он собственноручно устраивал фейерверки за границей в ознаменование важных событий, например, в Амстердаме, празднуя победу русских войск над турками.

Продолжение

Зимние выходкиИзба

Ух, ну и морозец нынче! За щеки щиплет, за пятки кусает. Тут в ботиночках далеко не убежишь: ноги снег слышат! Тут без валенок никак нельзя. Эх, валенки да валенки, эх да не подшиты, стареньки!

Это только так говорится: «прост как валенок». На самом деле валенки — штука хитрая, затейливая! Не зря же им сразу два музея посвящены — один в Москве первопрестольной, другой — в городе Мышкине Ярославской области. Там, в этом самом Мышкине, еще в XVIII веке мастера-умельцы начали валять удобную и полезную для здоровья обувь — валенки. Целиком, с голенищем, без каких-либо швов. Вот уж иностранцы удивлялись — что за чудо такое, из чего сделано? Так и стали валенки символом России, они для заморских гостей то ж, что и матрешка, самовар, балалайка да шапка-ушанка. А каких только валенок в Ярославском музее нет — и огромные, на медвежью лапу, и совсем крохотные — на мышку али на воробышка. И с рисунком замысловатым, и гладенькие.

Музей русские валенки

А знаете, сколько годков самому первому валенку? Около 2500 лет! Строго говоря, это не сам валенок, а его начало — праваленок, так сказать. Такой праваленок ученые-археологи обнаружили на Алтае, вместе с другими первыми изделиями из шерсти. Правда считается, что валяные из шерсти азиатские ковры — те еще древнее. Степные кочевники издавна владели этим искусством. Чего только они себе не валяли — и «обои» для своих переносных домов, и одеяла, и подушки, и утеплители под халаты, и стельки в обувь. А вот самые первые валенки, на наши похожие, появились в Сибири. Правда, были эти валенки низехонькие да со швом. Обувка теплая, но не целиковая — голенища валялись отдельно.

Продолжение

Есть в Санкт-Петербурге театр, который сейчас носит имя Александринский, как и почти два века назад, но довольно долго он носил имя Театр драмы имени А. С. Пушкина

Николая I

Стоит этот театр на площади Островского — когда-то она называлась Александринской. Здание театра построил в 1832 году архитектор Карл Росси, сделав его центром ансамбля тогдашней Александринской площади.

Театр строился как главная сцена императорской театральной труппы. И назван он был в честь супруги императора Николая I — Александры Федоровны. Это был первый в Петербурге театр со своей постоянной труппой. Дело в том, что императорская труппа в то время объединяла и драматических артистов, и балетных, и оперных. Выступали артисты на тех театральных площадках, какие им предоставляла Дирекция императорских театров. И в Александринском театре поначалу шли и драмы, и оперы, и балеты, и водевили. Но постепенно в нем сложилась своя театральная труппа. Имена многих ее ведущих артистов вы знаете по учебникам истории — Асенкова, Сосницкий, Каратыгин, Дюр, Самойлов, Мартын... А позже там играли Савина, Стрельская, Сазонов, Стрепетова, Варламов, Давыдов, Юрьев, Комиссаржевская...

Александра Федоровна

Император любил посещать спектакли «своего» театра. Так, вскоре после открытия он присутствовал на премьере пьесы Гоголя «Ревизор». Спектакль и пьеса ему поначалу понравились, но после он догадался, что в сатирической пьесе Гоголя досталось всей чиновничьей России и больше всего ему самому. Гоголю было выражено неудовольствие императора, и, опасаясь, что «Ревизора» снимут с репертуара, Гоголь написал еще одну пьесу — «Театральный разъезд после представления „Ревизора”», где писатель объяснял, что вовсе не пытался создавать сатиру на Россию и ее порядки. Пьесу он отослал Николаю, но тот не пожелал на нее взглянуть. «Ревизора», однако, с репертуара не сняли, но другие пьесы Гоголя там не ставили.

Продолжение

Рубрика Голоса исчезнувших миров

Удобен ли каменный топор?

Работа историка нередко оказывается сродни работе сыщика, детектива. У исследователей прошлого есть свои вещественные доказательства — сохранившиеся предметы, и свои свидетельские показания — голоса письменных источников. Так же, как и свидетели преступления, исторические источники освещают события с самых разных сторон, а иногда и намеренно запутывают дело…

Голоса исчезнувших миров

Неудивительно, что приемы исследования, придуманные сыщиками, успешно помогают историкам. Например, полезнейшей помощницей археологов стала ТРАСОЛОГИЯ — наука о следах. Название этой науки и происходит от французского слова «trace» — «след».

В сыскном деле трасология изучает любые следы совершенного преступления — от порохового нагара в стволе пистолета до отпечатков обуви преступника. Археологическая трасология изучает следы работы, оставшиеся на древних орудиях. Зная, как получился такой след, мы можем понять, как люди прошлого применяли эти орудия. Нужнее всего эта наука оказывается в тех случаях, когда назначение предмета непонятно.

Продолжение


ИТОГИ КОНКУРСА ЮНЫХ ЮМОРИСТОВ

«ВАШ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНОК-2016»

Веселый звонок

Вновь звенит замечательный, незабываемый, радостный "ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНОК"
Ваш Веселый звонокУсловия конкурса 2017 года

Не забудьте подписаться! Всероссийский детский журнал веселых и любознательных Костер

Подписные индексы П3310 каталоге "Почта России", 70445 в каталоге Агентства "РОСПЕЧАТЬ"


Источник: http://www.kostyor.ru/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Детские Мультики скачать бесплатно без Стусло для плинтусов нарисовать

Нарисованные новогодние сказки Нарисованные новогодние сказки Нарисованные новогодние сказки Нарисованные новогодние сказки Нарисованные новогодние сказки Нарисованные новогодние сказки