Закрыть ... [X]

Мастер класс для педагогов доп. образования

Свердловская область

Горноуральский городской округ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Районный дом детского творчества»

622940, п. Черноисточинск, ул. Юбилейная, 2а, тел\,

e-mail: @ru, rddt. uoggo. ru

Методические рекомендации

по подготовке и проведению мастер – классов

для педагогов дополнительного образования.

Мастер - класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений аудитории.

Форма проведения мастер – класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги, родители или дети) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам).

Мастер – класс может быть проведен:

- с педагогами и для них без участия детей;

- с группой учащихся или с отдельными детьми для педагогов;

- для детей;

- для родителей и детей.

Мастер – класс для педагогов - одна из важнейших форм повышения их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях ДПИ.

Подготовка мастер – класса для педагогов ДПИ.

1 Цели и задачи мастер – класса.

Подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности (например: вышивка, резьба по дереву или роспись по ткани). Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. От них зависит выбор темы, выбор целевой аудитории (новички, профессионалы, смешанная аудитория) и, соответственно, объем предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер - класса. Мастер – класс чаще всего проводится для начинающих педагогов и основывается на копировании и заимствовании опыта мастера. Мастер – классы для опытных педагогов, основываются на обмене творческими и педагогическими наработками мастеров - педагогов; такие мастер – классы можно проводить в рамках методических конференций.

Целью мастер – класса для педагогов является передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера, проводящего мастер - класс.

Общие задачи мастер-класса для педагогов:

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;

распространение передового педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Конкретные задачи мастер-класса - технологические и методические - определяет его тематика. Например: преподавание простых приемов оригами на уроках технологии в младших классах (на примерах фигурок животных, технических объектов, цветов и т. д. - в зависимости от выбранной темы).

Все поставленные на мастер – классе задачи должны быть выполнены. Поэтому не нужно ставить слишком много задач. Кроме того, все они должны быть в рамках избранной темы.

2 Тема мастер – класса.

После того, как выбрано направление, поставлены цель и задачи, четко формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. В декоративно-прикладном искусстве это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных изделий. Например: «Технология изготовления русской народной куклы – крупенички» (направления – игрушка из текстиля, лоскутная пластика).

Можно провести серию мастер-классов с использованием принципиально разных технологий и материалов, объединенных изготовлением различных видов изделия определенного типа. Например: Серия «Дизайн современных открыток в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления открыток с элементами вышивки крестом, чеканки, бумагопластики, аппликации из природных материалов и т. д. в зависимости от возможностей и опыта педагога, проводящего мастер – классы.

Для решения всех поставленных мастером – педагогом задач важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

3 План мастер – класса.

Вступление. Проводящий мастер-класс педагог знакомит слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Проходит регистрация участников.

Теоретическая часть мастер – класса для педагогов ДПИ включает в себя технологическую и методическую части:

Технологическая часть:

Демонстрация изделий либо элементов изделий изготовленных по технологии, представляемой автором. Может подаваться в виде слайд – шоу или мини - выставки изделий автора и его учеников. Демонстрация фотографий, слайдов или изделий сопровождается соответствующими комментариями. Например: различные виды дизайнерских изделий, выполненных с применением освещаемых в мастер – классе технологических приемов.

Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним.

Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Автор показывает слушателям технологический прием на заготовке или представляет компьютерную презентацию в виде серии фотографий, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия.

Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми. Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты:

Возрастная группа обучаемых с учетом требований техники безопасности.

Организация занятий по данной технологии в детском коллективе.

Техническое оснащение: возможность преподавания данной технологии в школе или УДО в классах, не оснащенных специальным оборудованием (например, ткацкими станками).

Обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам.

Хронометраж занятия: сколько времени в среднем занимает изготовление изделия по данной технологии, на сколько занятий определенной длительности оно рассчитано.

Строго отделять технологическую от методической части необязательно. Можно по ходу демонстрации материалов, инструментов и технологических приемов отдельно освещать методические аспекты и особенности работы с детским коллективом.

Практическая часть. Педагоги под руководством педагога – мастера из заранее подготовленных им материалов (заготовок) выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части мастер – класса.

Инструментами и материалами слушателей, как правило, обеспечивает проводящий мастер – класс педагог. В отдельных случаях можно заранее оговорить с участниками мастер - класса самообеспечение материалом в необходимом количестве.

Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. При подготовке мастер – класса необходимо учесть сложность предлагаемого практического задания (это особенно важно, если мастер – класс ориентирован на новичков) и возможность его выполнения за определенное (непродолжительное!) время, поэтому изделие должно быть простым (например: салфетка, открытка, саше, украшение, панно и т. д).

Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, бусина, декоративная вставка, витраж) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин или вставок, витражный фонарик).

Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом, но в декоративно – прикладном искусстве, прежде всего, очень важно индивидуальное исполнение, и педагогу-прикладнику необходимо «почувствовать» материал и инструмент, собственноручно выполнить тот или иной прием. Тем более что прежде, чем предложить что-то своим ученикам, педагог всегда «опробует» новую технологию на себе.

Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Мастер – педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).

На время проведения мастер – класса можно смонтировать мини – выставку из работ педагога – мастера и его учеников, экспонаты которой использовать как наглядные примеры для демонстрации применения определенной технологии на практике.

На мастер - классах желательно вести фото и видеосъемку, материалы которой прилагаются к отчету.

По итогам мастер - класса составляется отчет. Отчет помогает педагогу проанализировать проделанную работу, внести поправки и дополнения, более детально спланировать последующие мастер – классы с учетом приобретенного опыта и пожеланий своей аудитории. Примерную форму отчета о мастер – классе можно посмотреть ниже в приложении.

Педагог-организатор

8 (3435)43-95-38

Приложение.

Примерная форма отчета о мастер – классе.

Информационная справка.

Мастер - класс __________________________________________________________

(тема мастер – класса).

(ПРИМЕР: "Технология изготовления текстильной игрушки с элементами сухого валяния»)

Провел(а) педагог дополнительного образования_________________________________

(ФИО).

Время проведения: __________________________________

(дата, время начала мастер – класса)

Место проведения: ________________________________________________

(учреждение, адрес)

План мастер - класса:

Цель:

(ПРИМЕР: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта выполнения оригинальных игрушек.)

Задачи:

(ПРИМЕР:

Знакомство педагогов с приемами выполнения модуля из трикотажа и войлока и моделирования из модулей простых игрушек.

Знакомство педагогов с техникой сухого валяния.

Знакомство с новыми методическими разработками, используемыми на занятиях с детьми.)

Ход мастер - класса:

Теоретическая часть:

(ПРИМЕР)

Показ слайдов с комментариями автора.

Материалы, инструменты и приспособления для работы.

Построение выкройки, раскрой трикотажного полотна.

Виды швов для утяжки и соединения модулей.

Набивка игрушек.

Роспись, тонирование.

Декорирование.

Приём "сухое валяние"

Особенности преподавания текстильной игрушки на уроках технологии.

Практическая часть:

(ПРИМЕР)

Изготовление головы текстильной куклы из трикотажа с деталями, выполненными в технике сухого валяния.

Ответы на вопросы педагогов.

Обсуждение темы, обмен опытом.

Мини - выставка изделий педагога (ФИО) и ее учеников (название студии).

Присутствовали:

ФИО, должность

Учреждение

Контактный телефон


Источник: http://pandia.ru/text/80/231/87831.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Мастер класса по декоративно-прикладному творчеству для педагогов Как связать дракона крючком беззубика

Мастер класс для педагогов доп. образования Мастер класс для педагогов доп. образования Мастер класс для педагогов доп. образования Мастер класс для педагогов доп. образования Мастер класс для педагогов доп. образования Мастер класс для педагогов доп. образования Мастер класс для педагогов доп. образования Мастер класс для педагогов доп. образования Мастер класс для педагогов доп. образования

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ