Закрыть ... [X]

Движение тел системы связанных тел

связанных Разделы: Физика

Цели урока: учащиеся должны

  • обобщить и систематизировать знания по данной теме.
  • научиться применять их к решению задач повышенной сложности.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

  • Повторить основные законы динамики и кинематики с помощью решения задач.
  • Продолжить работу над развитием умений работать с графиками.
  • Продолжить работу над развитием умений решать количественные задачи по рассматриваемой теме.

Развивающие задачи:

  • Развитие познавательного интереса к предмету посредством обучения учащихся переносить знания в практическую деятельность.
  • Развитие умений применять полученные знания в новой ситуации.
  • Развитие логического мышления учащихся, самостоятельности мышления.
  • Продолжить работу над развитием умений решать физические задач.

Воспитательные задачи:

  • Продолжить работу по воспитанию культуры научного труда посредством наблюдения, усвоения научной информации.
  • Воспитание целеустремленности к процессам познания.
  • Воспитание стремления к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности.
  • Аккуратность при оформлении чертежей;

I этап:

Цель: Организация учащихся для работы на уроке. Создание положительного эмоционального настроя на работу. Сообщение цели урока, форм организации их деятельности.

II этап:

Цель: Диагностика знаний учащихся, необходимых для решения задач.

а) Физический диктант.

Тело движется горизонтально под действием силы F = 2H, масса тела 2кг, ч = 0.2.

Уравнение движения тела x = 3+2t-0,5t2

Зарисуйте все векторы.

Запишите II закон Ньютона в векторной форме.

Выберите оси координат и запишите закон в проекции на оси.

Найдите вес тела.

Найдите силу давления на поверхность.

Запишите уравнение зависимости Vx(t).

Найдите силу трения Fтр. (2 способа).

Ответы к физическому диктанту:

1)

2) + тр + m + = m

3) Fтр-? F = ma        N - mg =0

4) P = N = mg      P=20H

5) Fg = N = 20H

6) Vx = 2 - t2

7) 1. Fтр = чN N=mg Fтр = чmg Fтр =0,22кг10м/с2 = 4H

2. Fтр = ma + F Fтр = 12H+2H = 4H

После диктанта взаимоконтроль учащихся.

Оценка знаний: Все верно - "5"; 2 ошибки - "4"; 3 верных ответа - "2"

б) Проведем "аукцион" формул.

Учитель: продается лот.

На графике изображена зависимость Vx(t) тела на горизонтальном участке. Извлеките максимум информации из него о движении этого тела.

Дано: m = 2кг

Правильный ответ - карточка. Четыре карточки - "5". Два помощника следят за быстротой поднятия рук.

Возможные варианты ответов.

По графику можно определить характер движения на участке

t (0,5) a1 < 90 а1 > 0 движение равноускоренное

t (5,10) a2 > 90 а2 < 0 движение равнозамедленное

Можно определить величину ускорения тела

а1 = 2м/с2 а2 = -2 м/с2 |а1|= |а2|

Определим перемещение на каждом участке S1 = 25м S2 = 25м

(двумя способами аналитически и графически)

Определим весь путь, пройденный телом (движение S2прямолинейно в одну сторону) S = S1 + S2 S=50м.

Определим среднюю скорость на всем пути Vср=S/t Vср = 5 м/с

На 1 участке равнодействующая сил направлена вдоль оси F1 = 4H

На 2 участке равнодействующая сил направлена против оси F2 = 4H

Можно записать зависимость Vx(t)

V1 = 2t

V2 = 10 - 2t

Можно найти вес тела P = mg P = 20H

Подведение итогов. Выставление оценок. Поощрение хорошо работающих учеников.

III этап:

Цель: Закрепление и расширение знаний, умений и навыков в решении задач.

Задача №1.

Решает учитель у доски с комментариями учащихся.

Два груза, массы которых m1 = 0.1кг; m2 = 0.2кг связаны нитью и лежат на гладкой горизонтальной поверхности. К левому грузу приложена F2 = 0,5H; к правому F1 = 3H. Чему равна сила натяжения нити?

Дано:

m1 = 0.1кг

m2 = 0.2кг

F1 = 3H

F2 = 0,5H

Найти

Т -?

Изобразим все векторы сил действующие на тела.

Запишем уравнение II закона в векторной форме для каждого тела.

I тело 1 + 1 + + m1 = m1

II тело + 2+ 2 + m2 = m2

Каковы значения Т1и Т2? Т1 = Т2 = Т Если ребята сомневаются, то опыт с резиной. Можно ли определить, кто натянул резину сильнее?

Запишем уравнение в проекциях на координатной оси.

ОХ: F1 - Т = m1a ОХ: Т - F2 = m2a

ОУ1: N1 - m1g = 0 ОУ2: N2 - m2g = 0

Составляем систему: F1 - Т = m1a

Т - F2 = m2a

F1 - F2 = a(m1 + m2)

a = в уравнение Т = F2 +

Дома сделайте вычисления, а так же выясните, изменится ли натяжение нити,если силы поменять местами.

На прошлом уроке я задала интересную задачу. Кто решил? Один из решивших оформляет решение на доске. В это время остальные учащиеся решают на местах задачу из сборника задач под редакцией Рымкевич № 312. С места один комментирует, другой расставляет силы на рисунке на доске.

Задача №2

Дано:

m = 1кг

m1 = m

m2 = m

m3 = 2m

ч = 0,2

Найти

T1 -? T2 -?

Обращается внимание, что нити две, соответственно силы натяжения разные T1?T2

I тело: 1 + m1= m1

II тело: 2 + + тр + 1 + m2= m2

III тело: m3+ 2 = m3

0Y1: T1-m1g = m1a

0X: T2 - T1 - Fтр = m2a m3g - T2 = m3a

0Y2: N - m2g = 0 Fтр = чN=чm2g

Составляем систему:

1) T1-m1g = m1a

2) T2 - T1 - чm2g = m2a

3) m3g - T2 = m3a

m3g - m1g - чm2g = a(m1+m2+m3)

g(2m-m-чm)=a(m+m+2m)

a = g(1-ч)/4

T1=m1(a+g) T2=m3(a+g)

Дома дорешайте в числах и найдите силу давления возникающую в оси левого блока (Fg=N) (Силу реакции действующую на ось левого блока)

Задача №3

На гладком столе лежит брусок массой 2кг, на котором лежит тело 1кг. Какую силу нужно приложить к нижнему бруску, чтобы он двигался с а = g/2? Коэффициент трения между брусками 0,5.

Дано:

M = 2кг

m = 1кг

ч = 0.5

а = 0.5 g

Найти

F -?

+ + тр1+ m = m

  + + тр2 + М +2 += М

0Х1: Т - Fтр1 = mа

0X2 : F - Т - Fтр2 = Ма

0Y1 : N1 - mg = 0

Fтр1 = Fтр2 =чmg

Fтр1 = ч N1 = чmg

Так как Fтр1 = Fтр2, то уравнение для 2го тела в проекции ось Y писать не обязательно!

Составляем систему:

Т - чmg = mа

F - Т - чmg = Ма

F - 2чmg = mа + Ма

F = а(m + М) + 2чmg =1/2 g(m + М) + mg

F = 1/2 g(m + М + 2m) =1/2 g(М + 3m) =1/2 ·10 · 2 = 25 Н.

Анализ ответа делает другой учащийся, так же решивший эту задачу.

IV этап.

Цель: Систематизировать знания с помощью алгоритма решения задач.

В ходе урока мы рассмотрели несколько задач. Давайте обобщим наши знания и вместе составим алгоритм решения задач такого типа. (Называют этапы учащиеся, учитель контролирует).

Прочитать условие. Выяснить характер движения. Какие силы действуют.

Записать краткое условие.

Сделать рисунок с указанием всех векторов.

Выбрать координатные оси для каждого тела в отдельности.

Найти проекции векторов на выбранные оси.

Написать второй закон в скалярной форме.

Составить систему уравнений (для каждого тела).

Решить её.

Проверить единицы измерения.

Подсчитать численное значение.

Оценить его "разумность".

В течение урока вы получили задание на дом:

Поменять F1 и F2 местами в задаче №1.

Найти силу реакции действующую на ось левого блока в задаче №2

Задача №313

А сейчас, в заключении нашего урока ещё раз проверьте свои ЗУН при работе с графиками и выполните тест. (Тест прилагается).

Проверяются ответы. Листочки с работами сдаются. Выставляются оценки активным участникам урока.


Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/612170/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Динамика движения системы связанных тел - SolverBook Смотреть схемы ажурного вязания на спицах

Движение тел системы связанных тел Движение тел системы связанных тел Движение тел системы связанных тел Движение тел системы связанных тел Движение тел системы связанных тел Движение тел системы связанных тел Движение тел системы связанных тел Движение тел системы связанных тел Движение тел системы связанных тел

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ