Закрыть ... [X]

Что тебя вдохновляет рисовать

сейчас

Фонд «Ночлежка»

выставка-документация

Выставка напоминает о художественно-благотворительной акции «Невидимые люди», прошедшей в Петергофском парке в июле 2016 года. В районе фонтана «Елочки» отдыхающие могли обнаружить девять зеркальных мужских и женских силуэтов, сливающихся с местным ландшафтом. (Фотодокументация этой инсталляции составляет основу выставки в Zoom’e.) Из портативных колонок рядом с фигурами доносились монологи-истории, благодаря которым становилось понятно, чьи это силуэты и что у них общего: реальные люди разного возраста и социального положения, которые в силу неудачных жизненных обстоятельств оказались бездомными. Zoom поговорил с непосредственными организаторами акции Викторией Рыжковой (благотворительная организация «Ночлежка») и Юлией Чайцыной (рекламное агентство Great).
Zoom: Как родилась идея?
Виктория Рыжкова: Эту и другие акции мы не придумали сами, а делали их совместно с рекламным агентством Great (great.ru), с которым у нас многолетняя дружба. Когда-то давно мы поняли, что наша цель — помогать людям. У нас есть пиар-отдел, задача которого — менять отношение общества к проблеме, собирать деньги и т. д. Но поскольку «Ночлежка» все время находится в одной и той же ситуации и у нас есть определенная однобокость взгляда, мы обратились к ребятам с просьбой помочь сделать первую акцию. С тех пор мы сотрудничаем. Помимо идей, Great часто софинансирует и практическую реализацию проектов. Это очень большое подспорье, поскольку у «Ночлежки» нет целевых денег на материалы, полиграфию и т. п. Первым нашим совместным проектом по взаимодействию с городской средой стала акция «Прорвать блокаду равнодушия». Потом последовала акция «Мраморные люди против каменных сердец» в Летнем саду в сентябре 2013 года. Это был также наш первый опыт взаимодействия с крупной государственной культурной институцией, Русским музеем, в чье ведение входит парк. По упомянутой причине переговоры были долгими и сложными. До этого мы проводили выставки в каких-нибудь андеграундных местах, вроде «Пушкинской 10». И в отличие от государственных институций, работа с такими пространствами никогда не была проблемой, поскольку довольно часто андеграундная тусовка сама на грани выживания. Ей понятны проблемы бездомных людей.
Почему Петергоф, а не, скажем, город, где, собственно, и обитают бездомные люди?
В. Р.: Помимо практических соображений, нам было важно, что Петергоф, как и Летний сад, — это известный бренд, который сможет привлечь к акции максимум внимания. Здесь большой поток туристов, благополучных людей. Если в первый год сотрудничества переговоры шли долго и сложно (как и с Русским музеем), то в следующем сезоне Петергоф очень активно и с большим энтузиазмом оказывал помощь в реализации акции «Невидимые люди». Для Петергофа это был новый повод поговорить со своей аудиторией. Делу помогло и то, что обращение к сложной социальной проблеме оказалось сделано в художественной форме.
По какому принципу подбирались истории?
В. Р.: Мы взяли истории из проекта для онлайн-издания «Такие дела» (takiedela.ru). Изначально мы обратились к ним с предложением сделать рубрику «Правила жизни» наподобие той, что делает Esquire, когда предлагает успешным, известным людям поделиться своими правилами жизни. В нашем же случае мы предоставили слово бездомным. Очень часто они говорят важные вещи. Нам было интересно узнать, что бездомный человек думает о религии, о политике, о своей жене или муже; о том, как правильно жить; о том, где он ошибся, оступился и т. д. Из этого онлайн-проекта мы отобрали несколько историй для акции «Невидимые люди». Мы старались выбирать неповторяющиеся истории. Они должны были быть интересны читателю. Истории, если коротко, «хардкорные»: блокадница, которую выселили на улицу, чтобы заполучить ее жилье; мама с двумя детьми, которой дали аварийное жилье; парень из детдома; человек, продавший квартиру, чтобы оплатить лечение матери, но в результате потерявший и мать и квартиру; и т. п.
Кажется, что успех акции был во многом связан с удачно найденной художественной формой.
В. Р.: Да, идея довольно легко и быстро считывается. Бездомные — это люди, которых все игнорируют, не замечают.
Юлия Чайцына: Из практических соображений фигуры были сделаны из пластика, на который потом накатали зеркальную пленку. Зеркальный материал использовался не только для того, чтобы «замаскировать» фигуры бездомных в среде парка и тем самым как бы показать, что мы часто видим сквозь них. Еще был заложен и такой смысл: в зеркале каждый может увидеть себя — то есть никто не застрахован от подобного несчастливого развития событий; бездомные не родились на улице, они были такими же точно членами общества, как и зритель.
Как вы оцениваете результаты акции?
Ю. Ч.: Реакция зрителей была самой разной, иногда даже негативной. Всё как в жизни.
В. Р.: Акция не задумывалась как фандрайзинговая, хотя в определенный момент мы наблюдали всплеск пожертвований в связи с ней. Но в целом результаты наших акций довольно сложно оценить напрямую. Дело в том, что та или иная акция часто может «выстрелить» сильно позже. У нас были случаи, когда человек жертвовал деньги, говоря, что он когда-то где-то видел нашу акцию, а вот сейчас он увидел просьбу о помощи — и у него есть возможность помочь, поскольку «Ночлежка» делает крутое дело. Наши акции — это скорее череда, цепочка событий, благодаря которым «Ночлежка» занимает информационное поле. За пять последних лет мы, что тебя вдохновляет рисовать наверное, стали одной из самых награждаемых благотворительных организаций в области социальной рекламы. И в этом большая заслуга Great. Когда мы много лет назад выбирали пиар-стратегию, у нас было два пути: мы могли проводить всякие акции прямого действия, митинги, пикеты и т. п. — или, наоборот, пойти в искусство, говорить о проблемах бездомных посредством культурных, художественных форм, метафор, что мы в результате и предпочли. Поэтому «Ночлежка» — не просто социальная организация, помогающая бездомным, но и социально-культурный проект, в рамках которого мы говорим о бездомности культурным языком. В этом можно увидеть и проявление нашей петербургской идентичности. И благодаря этой выбранной много лет назад стратегии «Ночлежке» сейчас помогают еще и просто потому, что это стало модно, престижно, стало хорошим тоном.
22 ноября 2017
Интервью взято в пространстве WöD
Если у вас есть желание и возможность поддержать фонд «Ночлежка», это всегда можно сделать непосредственно в Zoom’е: напротив барной стойки находится пластиковый ящик для пожертвований, с логотипом фонда. «Ночлежка» также проводит новогоднюю благотворительную акцию «Мандаринка и тушенка». Подробности об этой и других акциях фонда можно узнать здесь: https://homeless.ru/news/
Фотографии: Юлия Чайцына
Ссылки:
homeless.ru (официальный сайт «Ночлежки»)
youtube.com/watch?v=xpeECxPYY-E&feature=youtu.be (трейлер проекта)
great.ru/ru/agency/cases/#/ru/work/view/116
Истории на сайте «Такие дела»
https://takiedela.ru/2016/06/vera-solnceva/
http://takiedela.ru/2016/06/nochlezhka-2/
http://takiedela.ru/2016/05/pravila-zhizni-bezdomnykh-vasiliy-odar/
http://takiedela.ru/2016/04/i-papa-ne-narkoman/
http://takiedela.ru/2016/03/na-mars/
http://takiedela.ru/2016/03/znakomykh-iz-detskogo-doma-ya-starayus/
http://takiedela.ru/2016/01/pravila-zhizni/


Источник: http://cafezoom.ru/gallery/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



С чего начать менять свою жизнь? « Как стать счастливым человеком Как рисовать змей картинки

Что тебя вдохновляет рисовать Что тебя вдохновляет рисовать Что тебя вдохновляет рисовать Что тебя вдохновляет рисовать Что тебя вдохновляет рисовать Что тебя вдохновляет рисовать Что тебя вдохновляет рисовать Что тебя вдохновляет рисовать

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ